Логопед нейропсихолог — это специалист, который сочетает в себе навыки логопеда и нейропсихолога. Его основная задача состоит в диагностике и коррекции нарушений речевой активности и развития речи. Он работает с детьми и взрослыми, у которых есть проблемы с артикуляцией, фонематическим восприятием, словарным запасом и другими аспектами речевой функции.
Логопед нейропсихолог применяет научно обоснованные методы, основанные на нейропсихологическом подходе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности работы мозга пациента. Такой подход особенно важен при работе с детьми, имеющими неврологические или психические расстройства, такие как аутизм, ДЦП или различные задержки в психическом развитии.
Одной из ключевых задач логопеда нейропсихолога является не просто устранение недостатков речи, но и выявление их глубинных причин, связанных с функционированием мозга. Для этого специалист может применять различные диагностические техники, тесты и интерактивные игры.
Курс логопедической работы может включать в себя индивидуальные и групповые занятия, игровые методики, а также обучение родительских навыков для поддержки ребенка в процессе коррекции. Логопед нейропсихолог также может работать в команде с другими специалистами: педиатрами, психиатрами, психологами, что обеспечивает комплексный подход к пациенту.
Нейропсихолог, логопед и дефектолог: в чём их различия?
Когда у ребенка возникают проблемы с обучением, включая сложности в чтении, письме, математике, а также с адаптацией в школе и отношениями с ровесниками и учителями, многие родители не знают, куда обратиться и когда это сделать.
Давайте разберемся вместе с клиническим психологом и нейропсихологом Екатериной Абдуллиной, в каких ситуациях следует обратиться к логопеду, нейропсихологу или дефектологу.
Когда необходим логопед
Если вас беспокоят проблемы с произношением звуков, ошибки в устной речи, трудности в составлении рассказов и пересказов, а также есть подозрения на дислексию, дисграфию или дизорфографию, то вам стоит посетить логопеда.
Логопед — это педагог с определённым образованием в области дефектологии. Он обладает глубокими знаниями методик преподавания русского языка и литературы. В его задачи входит развитие речевых функций, включая звукопроизношение, и коррекция нарушений письма и чтения (дислексия, дисграфия, дизорфография).
Во время диагностической сессии логопед сосредоточится на оценке устной речи, навыков чтения и письма.
Кто такой логопед-нейропсихолог
Логопед занимается речевыми нарушениями, тогда как нейропсихолог работает с расстройствами мозговой активности.
Логопед, стремящийся стать нейропсихологом, объединяет оба эти направления. Такой специалист изучает работу различных участков мозга и разрабатывает более эффективные методы для развития и коррекции нарушений. Он проводит диагностику и устраняет проблемы с учётом особенностей работы мозга и нервной системы, что позволяет более эффективно улучшать речевые и когнитивные функции.
Например, если у ребенка наблюдаются проблемы с произношением, такой эксперт не только научит правильному произношению, но и проанализирует состояния общей и артикуляционной моторики, восприятия, памяти и внимания. Это важно для выявления и устранения первопричины расстройства.
Где и как можно обучиться на логопеда и нейропсихолога
Для того чтобы стать логопедом и нейропсихологом после окончания 11 класса, необходимо поступить в вуз по программе «Логопедия и основы нейропсихологии». Для поступления часто требуется сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку и обществознанию или математике, в зависимости от требований учебного заведения.
Тем, кто уже имеет высшее образование, предлагаются программы профессиональной переподготовки, которые позволяют освоить новую специальность в более короткие сроки.
Учитель-логопед + Нейропсихолог
Изучите классические логопедические методы работы с речевыми нарушениями, а также современные нейропсихологические подходы к коррекции проблем.
- диплом о профессиональной переподготовке
- две новые специальности через год
- преподавание от опытных логопедов и психологов

Каковы отличия между логопедом и нейропсихологом?
Речь и когнитивные процессы представляют собой два важных аспекта развития ребенка, и существуют специалисты, занимающиеся их исправлением. Хотя в их работе могут быть пересечения, подходы и цели различаются.
| Параметр | Специалист по логопедии | Эксперт в области нейропсихологии |
| Главная задача | Исправление речевых дефектов | Анализ и улучшение таких функций, как память, внимание и восприятие |
| Главное направление работы | Коррекция речевых расстройств: произношение, грамматические структуры, словарный запас | Коррекция когнитивных нарушений: память, внимательность, восприятие информации |
| Способы | Физические упражнения, гимнастика для артикуляции, игровые практики | Нейропсихологические оценки, развитие когнитивных навыков |
| Задачи, над которыми ведется работа | Задержка в развитии речи, заикание, дизлалия | Трудности с памятью, концентрацией и восприятием |
| Ограничения по возрасту | Взаимодействие с детьми с младшего возраста | Используется как для маленьких, так и для взрослых пользователей |
| Методы терапии | Стимуляция речевых навыков с помощью особых упражнений и методических подходов | Укрепление умственных способностей через разнообразные задания и техники |
| Ключевой инструмент | Упражнения для артикуляции и языка, игры для развития | Методы и тесты для улучшения когнитивных функций |
| Междисциплинарный подход | Сотрудничество с психологами и педагогами | Взаимодействие с разнообразными экспертами, такими как психологи и медицинские работники |
| Образовательная сфера | Педагогическая (исправительная педагогика, общая педагогика) | Психологическая (нейропсихологические особенности, терапия) |
Связь между логопедом, психологом и нейропсихологом
Психологи помогают людям справляться с эмоциональными проблемами, такими как стресс и тревога, в то время как логопеды и нейропсихологи сосредоточены на коррекции речевых и когнитивных нарушений.
Сотрудничество этих профессионалов:
Совместная деятельность: В комплексной работе с детьми специалисты могут использовать различные подходы. Например, психолог может работать над устранением тревожности у ребенка, в то время как логопед-нейропсихолог будет заниматься развитием речевых и когнитивных способностей. Обмен консультациями: Психологи и логопеды-нейропсихологи могут делиться данными и результатами обследования с целью повышения эффективности своей работы с пациентами.
Кто является клиентом логопеда-нейропсихолога
Специалист оказывается полезным для нескольких групп людей:
1. Дети с речевыми и языковыми нарушениями:
- отстающие в речевом развитии;
- имеющие фонетические и фонематические проблемы (неправильное произношение звуков);
- страдающие алалией (недостаточной или отсутствующей речью);
- заикающимся;
- имеещие дислексию (проблемы при обучении чтению) и дисграфию (сложности при обучении письму).
2. Дети с нарушениями в нейропсихологической области:
- имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- с расстройствами аутистического спектра;
- отстающие в интеллектуальном развитии;
- перенесшие черепно-мозговые травмы и нейроинфекции.
3. Дети и взрослые с нарушениями речи и когнитивных функций:
- страдающие афазией (нарушением речи из-за повреждения мозга, часто после инсульта);
- имеющие дизартрию (трудности с артикуляцией из-за нервно-мышечных расстройств);
- страдающие от проблем с памятью, вниманием и мышлением;
- перенесшие черепно-мозговые травмы и нейроинфекции.

4. Люди с неврологическими заболеваниями:
- принимающие лечение от болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний;
- болеющие рассеянным склерозом.
Логопед-нейропсихолог применяет комплексный подход при работе с пациентами, разрабатывая персонализированные коррекционные программы, которые включают разнообразные задания для улучшения речевых навыков и когнитивной активности, а также работу с мотивацией и эмоциональным состоянием пациента.
Обязанности логопеда-нейропсихолога
В своей практике специалист решает множество задач, связанных с диагностикой, лечением и реабилитацией пациентов, испытывающих трудности с речью и когнитивными функциями:
- проводит логопедическую диагностику для выявления речевых нарушений и нейропсихологическое тестирование для оценки когнитивных способностей;
- выявляет причины и степень интенсивности речевых и когнитивных нарушений;
- создает коррекционный план, основываясь на результатах диагностики;
- разрабатывает и проводит индивидуальные и групповые занятия для улучшения речевых умений;
- использует нейропсихологические подходы для коррекции когнитивных функций;
- применяет игровые методы и упражнения для развития речевых и когнитивных навыков;
- отслеживает прогресс пациентов и корректирует коррекционные программы при необходимости;
- обучает родителей и родных методам поддержки и стимулирования речевого и когнитивного развития ребенка в домашних условиях;
- дает советы взрослым пациентам и их близким по вопросам реабилитации и поддержки;
- сотрудничает с неврологами, психиатрами, педагогами, психологами и другими профессионалами для всестороннего подхода к лечению;
- принимает участие в междисциплинарных командах для разработки и реализации комплексных реабилитационных программ.
Как выбрать специалиста?

Каковы различия между логопедом и нейропсихологом?
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью или психическим развитием, важно обратиться к специалисту для диагностики и лечения. Но как выбрать между логопедом и нейропсихологом?
- при выборе стоит учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Если он младше 3 лет, желательно начать с логопеда, который оценит уровень его речевого развития и предложит подходящие занятия для стимуляции. Если ребенок старше 3 лет и сталкивается с отчетливими нарушениями речи, связанными с повреждением мозга (например, алалия или афазия), нужно обратиться к нейропсихологу, который сможет определить характер и локализацию повреждения и предложить методы нейрореабилитации;
Как стать логопедом с нейропсихологической специализацией?

Какая разница между логопедом и нейропсихологом?
Если вас интересует деятельность нейропсихолога и вы стремитесь получить нужные знания и навыки для работы с детьми и взрослыми, имеющими речевые и психические нарушения, или если вам не удается найти специалиста в вашем городе, мы рекомендуем пройти уникальный курс «Коррекционно-педагогическая и логопедическая деятельность с дополнительной специализацией по нейропсихологии».
Этот курс обеспечит вас:
- знаниями для работы с людьми, имеющими различные речевые и психические расстройства, обусловленные органическими поражениями головного мозга;
- умениями проведения коррекционной работы с клиентами и предоставления им психологической поддержки;
- навыками проведения логопедических и нейропсихологических занятий как индивидуально, так и в группе;
- востребованностью и признанием на рынке труда.
Мы предлагаем преимущества дистанционного обучения и гибкую систему рассрочки без привлечения банков. Вы обучитесь у специалистов с опытом в логопедии и нейропсихологии, обладающих учеными степенями, практическим опытом и положительными отзывами учеников. Вы освоите необходимые знания и умения, соответствующие требованиям государственных стандартов и актуальных потребностей на рынке труда. По окончании курса вы получите диплом о профессиональной переподготовке с квалификацией «Учитель-логопед», который подтверждает вашу квалификацию и дает право работать в образовательных учреждениях, здравоохранении и социальных службах.
Присоединившись к нам, вы обретете не только ценные знания и опыт, но и новые возможности для карьерного роста и личной эволюции.








