В традиционных исламских учениях женщинами в менструальный период рекомендовано избегать молитвы (салят) и других форм поклонения, требующих ритуальной чистоты. Однако молиться дома, обращаясь к Богу в своей душе, не противоречит религиозным предписаниям и может быть воспринято как форма духовной практики и общения с Творцом.
Таким образом, хотя физическая форма молитвы может быть ограничена, внутреннее покаяние и духовные размышления доступны каждому, независимо от состояния здоровья или физиологического состояния. Каждый мусульманин свободен в своем выборе, и поддержание связи с Богом может быть осуществлено иным способом в это время.
Можно ли посещать храм во время менструации, молиться, принимать участие в Таинствах и прикасаться к святыням?
С праздником вас! Я много исследовала данный вопрос и так и не пришла к ясному выводу, разрешается ли прикладываться к мощам святых в «критические дни». Некоторые утверждают, что это допустимо, другие — что нет. Мы с супругом сопровождаем людей по святым местам, и женщины часто задают вопрос: что делать? Пожалуйста, дайте ответ.
Я слушала митрополита Афанасия Лимасольского, который, по-моему, говорил, что это возможно.
Спасибо вам.
Ответ священнослужителя:
Разные мнения на вопрос о возможности посещения храма и обращения к святыням во время «женских дней» порождаются тем, что в настоящее время появились средства личной гигиены, которых не было в прошлом. Поэтому современные женщины, используя такие средства, могут входить в храм и молиться, но не должны участвовать в Таинствах или прикасаться к святыням, включая мощи святых.
МЕСЯЧНЫЕ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ «КРИТИЧЕСКИЕ ДНИ» ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЦЕРКВИ?
Тема ритуальной нечистоты в христианской традиции проста, но одновременно сложна. Можно ли заходить в храм, прикладываться к иконам или даже причащаться в «критические дни»? Одни говорят, что этого делать нельзя, нужно смириться и переждать.
Некоторые считают, что можно, но лучше вести себя тихо, избегая обсуждений и обсуждений в приходе.
Сложилось ощущение, что за столетия церковь не смогла выработать ясной догматики по вопросам ритуальной нечистоты, или ее представления о нечистоте являются лишь результатом заблуждений, ставших практикой. Пройдемся по данному вопросу.
В Ветхом Завете ритуальная нечистота означала состояние личности или предмета, которое лишало их возможности участвовать в религиозных ритуалах. Определенные животные также считались нечистыми. Но эти феномены не представляли ничего плохого по своей сути.
Это скорее было средство обучения, помогающее еврейскому народу развить послушание Богу. С приходом Нового Завета все ограничения Ветхого Завета потеряли свою актуальность. Основной текст, подтверждающий это, — это мистическое откровение, полученное апостолом Петром, зафиксированное в книге Деяний. В Евангелии видно, как Спаситель не только отменяет ветхозаветные ограничения, но и открыто их нарушает. С приходом Христа спасение достигается не через соблюдение определенных запретов, а за счет участия в мистической жизни через причастие.
Теперь между Богом и человеком нет преград. Даже испуганной женщине, страдающей от кровотечения и касающейся Его, Он говорит: «Не бойся, дочь! Вера твоя исцелила тебя» (Мф. 9:22). И Петр слышит от Бога повеление: «Что Бог очистил, не почитай нечистым».
То есть теперь никакие физиологические процессы, предметы или животные не могут стать препятствием для получения человеком благодати. Единственным препятствием может быть лишь личное осквернение, то есть грех. Эта идея лежит в основе Нового Завета. У первых христиан не возникало вопросов о запрете свинины или прикосновении к мертвым, поскольку мощи мучеников служили алтарем для Литургии — чем-то совершенно недопустимым для иудеев…
Тем не менее вопрос по поводу «женских дней» продолжают обсуждать некоторые люди в христианской общине. Это связано с тем, что общая культура, бытовые привычки и фолкоры, среди которых выросли первые христиане, были под влиянием языческой традиции. В античности взгляд на женщин отличался от евангельского «дерзай, дщерь».
Пифагор утверждал, что кровь, вытекающая из женщины, сгущает все болезни. Плиний Младший писал, что эта кровь — сильный яд, и если собака коснется ее, она станет бешеной, а дерево, под которым сидит такая женщина, погибнет.
Даже Аристотель, великий логик и философ, утверждал, что женщина в этот период одним лишь взглядом может заколдовать любого и что её присутствие в лодке достаточно, чтобы поднялся шторм. В некоторых античных городах женщинам в критические дни запрещалось смотреть на небо, чтобы избежать неожиданных явлений природы.
Существовало множество поверий, страхов и ритуалов по этому вопросу. Эти представления влияли на образ мышления первых христиан. В III веке святитель Климент Римский отреагировал на эти устаревшие взгляды.
В своих «Апостольских постановлениях» он утверждает, что
«Никакое течение крови не может осквернить естества человека или отдалить его от Духа Святого, так как только нечестие и беззаконная деятельность могут лишить его Духа» (Св. Климент Римский, «Апостольские постановления»).
Вероятно, ритуальные представления о нечистоте были распространены именно среди женщин римских христиан, как бы это ни казалось неожиданным.
Климент Римский обращается к ним напрямую: «Поэтому, удерживайся от пустословия и всегда помни о Творце твоем, и молись Ему, не обращая внимания на естественное очищение, роды или выкидыши. Все эти наблюдения — пустота, устаревшие выдумки глупцов». Далее святитель уточняет: «Рождение детей очищает… и естественное очищение не мерзко пред Богом, Который мудро устроил это для женщин».
Прошло еще три столетия, а римские женщины не унимались. Среди приходских женщин продолжали обсуждать, что в такие дни нельзя ни в храм вступать, ни причащаться. Даже в VI веке святитель Григорий Великий вновь обращается к этой теме, отмечая:
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, так как нельзя ставить ей в вину то, что предопределено природой и от чего она страдает вне зависимости от своей воли. В это время также не следует запрещать принимать Таинство Святого Причастия».
(Св. Григорий Великий, «Правило пастырское»)
Святые отцы и благочестие
Таким образом, святые отцы, исходя из жесткой критики, с которой столкнулись в ранние века, постепенно пришли к тому, что стали допускать такие идеи внутри Церкви. Однако они не воспринимались как часть основного православного учения, а имели вид простого благочестия.
Разрешено ли держать пост и молиться в дни менструации?
При этом его последователь по Александрийской кафедре, святитель Тимофей, высказывает несогласие: «Нужно отложить причастие до тех пор, пока не наступит очищение».
Поэтому преподобный Никодим Святогорец, автор «Невидимой брани» и редактор «Добротолюбия», который был выдающимся знатоком православных канонов, отмечает в XVIII веке, что взгляды на месячные, проникающие в церковь, зачастую основаны на народных верованиях. Однако это не следует воспринимать как догматическое учение или принцип ритуальной нечистоты. Это обычай, который прижился в церкви и долгое время проходил с ней через историю, став частью приходской практики. Решений Вселенских соборов по данному вопросу не было, и единого мнения отцов церкви также не существует; каждый священник относится к этому с учетом ситуации на приходе.
Если святитель Афанасий замечал, что вокруг этой темы оживают языческие заблуждения, напоминающие о магии древнего мира, он резко выступал против такого взгляда и утверждал, что «никакое течение крови не оскверняет человека». Если же святитель Тимофей считал, что такая практика не вредит его пастве, а, напротив, служит практикой духовной дисциплины и смирения, то принимал ее как данность, подчеркивая: «В храм можно приходить, но причащаться – нельзя».
И вот, возникает главный вопрос. Как же нам к этому относиться? Как учит апостол Павел:
«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14).
Вот и вся истина. Если в вашем приходе практикуется подход святителя Тимофея Александрийского, то следует с смирением и с духовной трезвостью следовать ему. Если же в другом приходе используют литургическую практику в духе Афанасия Великого – ее тоже необходимо принимать без колебаний. Обе практики имеют свое право на существование, и каждая из них была определена святыми и со своими целями.
Какую же выбрать – решать вам вместе с вашим духовником. Однако не стоит конфликтовать между этими двумя моделями: педагогической и догматической. Таковы условия нашего времени, и наше испытание.

Менструация не является препятствием ни для поста, ни для молитвы.
Неважно, идет ли речь об однодневном посте (среда, пятница) или многодневном (Рождественский, Великий пост и т.д.), молитесь ли вы своими словами или используете молитвы святых, включая совместные церковные молитвы — все это вполне допустимо, даже в период менструации. Нам задавали вопрос, актуальный в Великий пост: можно ли проходить соборование во время месячных. Смело заявляю: можно.
Почему же возникло мнение, что с месячными нельзя идти в церковь? — этот материал содержит ответы на множество вопросов о церковной жизни в этот период. Рекомендуем ознакомиться с ним, думаю, он будет вам полезен, и вы увидите, что ваше состояние никак не противоречит духовной жизни.
Единственное, что стоит избегать — это Причастие. Однако, если вам, упаси Господь, будет угрожать смертельная опасность, вы сможете причаститься (см. Можно ли причащаться во время месячных?).
Не смущайтесь своим состоянием, смело придерживайтесь поста и искренне обращайтесь к Богу с молитвами.
Современное мнение православной церкви
Официальная позиция Русской Православной Церкви заключается в том, что женщинам в период менструации запрещено лишь причащаться. Это решение было озвучено во время Архиерейского Совета в 2015 году. Что касается всего остального – посещения храма, целования икон, молитвы, прикосновения к мощам – это разрешено. На практике, мнения духовенства по этому вопросу могут разниться; некоторые священники все еще считают, что в этот период лучше оставаться дома.
Патриарх Сербии Павел посвятил статью вопросу менструации у христианок, в которой утверждает, что физическая нечистота не делает человека духовно нечистым. Современные средства гигиены устраняют риск попадания крови на пол или святыни. Поэтому женщине, следуя всем необходимым гигиеническим рекомендациям, можно посещать церковь и молиться.
Можно ли причащаться во время менструации?
Ответ – нет, причащение запрещено. Исключение составит лишь крайний случай, когда женщина находится под угрозой смертельной опасности. Несмотря на то, что на Западе уже отменили запрет на причастие в критические дни, в нашей стране он все еще сохраняется и поддерживается Церковью.
В католицизме вопрос о возможности участия в церковной жизни с месячными уже не стоит – женщинам разрешено активно участвовать вне зависимости от их физиологического состояния. В иудаизме и исламе менструацию по-прежнему считают нечистым состоянием, что ограничивает возможность посещения синагоги или мечети в это время. За пределами нашей страны православные храмы движутся к отмене запрета на причастие, хотя мнения священников разделяются. Тем не менее, большинство из них считает, что концепция ритуальной нечистоты устарела. Об этом говорилось на заседании Священного Синода Антиохийского в 1997 году и на Богословской конференции на Крите в 2000 году.
Как правильно посещать храм в дни менструации: советы и рекомендации
Посещение церкви в период менструации вызывает множество споров и разногласий. Некоторые верующие утверждают, что женщинам необходимо избегать прихода в храм в это время, тогда как другие придерживаются мнения, что никаких преград для их присутствия нет.
Существует несколько разных мнений на этот счет. Одно из них базируется на традиционных учениях церкви, которые гласят, что в период менструации женщины считаются «нечистыми» и не могут участвовать в службах. Другая точка зрения полагает, что такие традиции устарели и не имеют под собой научного обоснования.
С медицинской точки зрения, месячные — это естественный процесс, который не является признаком болезни или нечистоты и не мешает женщинам принимать участие в религиозных обрядах.
В конечном итоге, решение о посещении церкви в дни менструации должно быть принято индивидуально каждой женщиной. Если она ощущает себя комфортно и уверенно, никаких препятствий для ее прихода в церковь нет.
Однако если женщина не чувствует уверенности или присущего комфорта, она может решить воздержаться от посещения церкви во время менструации. В таком случае, она может обратиться к священнику за советом или поддержкой.
Таким образом, решение о том, посещать ли храм в дни менструации, зависит от личных убеждений и уровня комфортности женщины. На этот вопрос нет однозначного ответа, и каждый должен принимать решения, основываясь на своих личных ощущениях и убеждениях.
Если женщина решит посетить церковь в критические дни, ей следует учесть несколько советов для обеспечения комфорта и уверенности.
Во-первых, важно заранее подготовиться и взять с собой все необходимые средства личной гигиены. Это могут быть тампоны или прокладки, которые следует менять по мере необходимости.
Во-вторых, рекомендуется выбирать удобную одежду, которая не создает дискомфорта. Например, стоит отдать предпочтение свободной одежде из натуральных тканей, которая не будет сжимать живот.
Если женщина сознает свою неуверенность или беспокоит возможность возникновения неприятностей из-за присутствия в храме, она может обратиться к священнику за советом или помощью. Во многих храмах предусмотрены специальные комнаты для женщин, где можно отдохнуть и позаботиться о личной гигиене.
Некоторые церкви могут иметь свои собственные правила касаемо посещения женщин в критические дни. Если таковые имеются, женщина имеет возможность заранее ознакомиться с ними, чтобы избежать недоразумений.
Хотя вопрос о посещении храма во время менструации вызывает споры, важно помнить, что у каждого есть право на свои мнения и убеждения. Главное, чтобы каждый принимал решения, основываясь на своих ощущениях и устоях, а не под давлением общества или религиозных традиций.
Посещение церкви в дни менструации является личным выбором каждой женщины, который определяется ее убеждениями и ощущениями. Вне зависимости от принятого решения, важно помнить, что каждый имеет право на свободу вероисповедания и уважение со стороны окружающих.








