Психические расстройства у детей могут проявляться в различной форме и влиять на их поведение, эмоции и развитие. К наиболее распространённым расстройствам относятся тревожные расстройства, депрессия, нарушения внимания и гиперактивность (СДВГ), а также аутистические расстройства. Эти состояния могут затруднять социальные взаимодействия и обучение, что требует особого внимания и вмешательства специалистов.
Важно понимать, что психические расстройства у детей часто имеют свои корни в сочетании генетических, биологических и экологических факторов. Ранняя диагностика и введение интервенционных программ могут существенно улучшить качество жизни ребёнка и помочь ему адаптироваться в обществе, что подчеркивает значимость своевременной помощи родителей и специалистов.
Обзор психических расстройств в детском и подростковом возрасте
Хотя детство и юность нередко воспринимаются как период счастливого беззаботия, фактически до 20% детей и подростков страдают от диагностируемых психиатрических расстройств, которые приводят к значительному дистрессу и нарушению функционирования. С возрастом частота возникновения таких расстройств возрастает. Статистические данные показывают, что примерно 27,9% подростков в США в возрасте от 13 до 17 лет соответствуют критериям минимум двух расстройств. Исследования, охватывающие детей от рождения до зрелости, свидетельствуют о том, что большинство психических расстройств, наблюдаемых у взрослых, берет начало в раннем возрасте. Установлено, что некоторые гены, ассоциируемые с психическими нарушениями, активно проявляют себя с момента развития плода, начиная со второго триместра, что может оказывать влияние на процессы созревания нервной системы и способствовать раннему возникновению заболеваний. Многие из этих расстройств можно охарактеризовать как чрезмерное или искаженное проявление нормального поведения и эмоций.
Как и среди взрослых, среди детей и подростков есть разница в темпераменте. Некоторые дети проявляют осторожность и сдержанность, тогда как другие обладают ярко выраженной общительностью. Одни могут быть очень организованными и методичными, в то время как другие, напротив, отличаются импульсивностью и легкомысленностью. Определить, является ли поведение ребенка типичным или свидетельствует о психиатрическом расстройстве, можно, рассматривая наличие нарушения и уровень дистресса, связанного с симптомами.
К примеру, если 12-летняя девочка испытывает страх перед выступлением с пересказом книгой перед одноклассниками, этот страх можно квалифицировать как социофобия, лишь в том случае, если он достаточно серьезен, чтобы тормозить ее и вызывать заметные проявления избегания.
Существует множество схождений между симптомами различных психических болезней и теми эмоциональными или поведенческими реакциями, которые являются нормальными для детей. Поэтому, многие стратегии, которые помогают в управлении поведенческими трудностями у детей, могут быть эффективны и для тех, кто страдает от психических расстройств. Правильное вмешательство в случаи поведений детей может помочь снизить риск развития клинических расстройств у детей с уязвимым темпераментом. Более того, адекватное лечение некоторых состояний, таких как тревога, в детском возрасте может существенно снизить вероятность появления расстройств настроения в будущем.
Основные виды психических расстройств у детей и подростков можно условно разделить на следующие группы:
- Тревожные расстройства
- Расстройства, связанные с переживаниями и стрессом
- Настроенческие расстройства
- Обсессивно-компульсивное расстройство
- Расстройства поведения с дезорганизацией (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности [СДВГ], оппозиционно-вызывающее расстройство, кондуктивное расстройство)
- Расстройства, связанные с развитием нервной системы
Тем не менее, шизофрения и подобные расстройства встречаются значительно реже.
Детская кататония наблюдается чаще, чем детская шизофрения. Это состояние может быть сформулировано как психическое расстройство, однако часто оно возникает на фоне различных медицинских состояний, включая инфекции, нарушения обмена веществ и аутоиммунные болезни, что приводит к его ненадлежащему диагностированию педиатрами.
Часто дети и подростки демонстрируют симптомы, которые пересекаются с несколькими диагностическими категориями. Например, свыше 25% детей с СДВГ также страдают от тревожных расстройств, и 25% из них подходят под критерии расстройства настроения.
Расстройства, касающиеся развития нервной системы, влияют как на психическое здоровье, так и на общее развитие ребенка. К этим расстройствам относятся:
- Расстройства аутистического спектра
- Синдром Ретта
- Синдром ломкой Х-хромосомы
- Синдром Ди Джорджи
- Митохондриальные расстройства
Справочные материалы
- Merikangas KR, He JP, Burstein M и др.: Распространенность психических расстройств у подростков в США: Результаты Национального исследования сопутствующих заболеваний – Поддержка для подростков (NCS-A). J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 49(10):980-989, 2010.
- Kessler RC, Avenevoli S, McLaughlin KA и др.: Сопутствующие заболевания по классификации DSM-IV в Национальном исследовании сопутствующих заболеваний – Поддержка для подростков (NCS-A). Psychol Med 42(9)1997-2010, 2012.
- Dalsgaard S, Thorsteinsson E, Trabjerg BB и др.: Уровни заболеваемости и кумулятивные заболеваемости различных психических расстройств в детском и подростковом возрасте. JAMA Psychiatry, 77(2):155-164, 2020. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2019.3523
- Caspi A, Houts RM, Ambler A и др.: Долгосрочная оценка психических расстройств и коморбидности на протяжении 4 десятилетий среди участников исследования когорт рождения Dunedin. JAMA Netw Open 3(4):e203221, 2020.
- Lee PH, Anttila V, Won H и др.: Геномный мета-анализ выявляет генетические взаимосвязи, новые локусы и плейотропные механизмы среди восьми психических расстройств. Cell 2019. doi.org/10.1101/528117
- Dhossche DM, Wachtel LE: Кататония скрыта на виду среди различных детских расстройств: обзорная статья. Pediatr Neurol 43(5):307-315, 2010. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2010.07.001
Оценка психических проявлений у детей и подростков требует особого подхода и сильно отличается от таковой у взрослых по нескольким основным параметрам:
- Контекст развития очень важен для детей. Поведение, считающееся нормальным в одном возрасте, может быть признаком расстройства в более старшем возрасте.
- Дети находятся в рамках семейной системы, которая существенно влияет на их симптомы и поведение; вполне нормальные дети, выросшие в условиях насилия или проблем с наркотиками, могут внешне выглядеть как страдающие психическими расстройствами.
- Окружающие факторы стресса, такие как пандемия COVID-19 или война, тоже вносят свою лепту. Изменения в привычном распорядке жизни и изоляция от родных, сверстников, педагогов и групп культурного и религиозного общения могут значительно сказаться на состоянии наиболее уязвимых детей.
- Имеется также риск, что дети не смогут адекватно и точно описать свои чувства из-за отсутствия необходимого языкового и когнитивного опыта. Поэтому врачи в большей степени должны полагаться на наблюдения и сообщения других людей, таких как родители и учителя.
В ряде случаев затруднительно провести различие между проблемами развития и поведения, такими как низкая успеваемость или задержки речи, и теми, что вызваны психическими расстройствами. В таких случаях важно, чтобы процесс оценки включал формальное тестирование развития и нейропсихологических специфик.
Из-за всех перечисленных нюансов диагностика психических расстройств у детей, как правило, более серьезная задача, чем у взрослых. Тем не менее, большинство случаев не являются критичными и могут эффективно управляться соответствующими специалистами первичной помощи. Однако сложные или неясные случаи требуют консультации с детским и подростковым психиатром.
Психические расстройства у детей / F70, F71, F73, F72, F74, F75, F76, F77, F78, F79, F80, F81, F82, F83, F84, F85, F86, F87, F88, F89, F90, F91, F92, F93, F94, F95, F96, F97, F98
Для определения степени интеллектуальных нарушений в категориях F70-F79 используется следующий четвертый знак:
| .0 | С акцентом на отсутствие или незначительное проявление поведенческих нарушений |
| .1 | Существенное поведенческое расстройство, требующее медицинского наблюдения и терапии |
| .8 | Прочие варианты поведенческих нарушений |
| .9 | Без признаков поведенческих отклонений |
| F70 | Невысокий уровень умственного развития |
| незначительная умственная недостаточность | |
| умственная тупость | |
| Средний уровень умственной отсталости | |
| умственная недостаточность умеренной степени | |
| Серьезная умственная отсталость | |
| очень высокая степень умственной недостаточности | |
| Глубокая степень умственной отсталости | |
| крайняя умственная недостаточность | |
| F78 | Другие виды умственной отсталости |
| Умственная отсталость неопределенная | |
| умственная: | |
| – недостаточность когнитивных способностей | |
| – субнормальные когнитивные функции |
НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (F80-F89)
| F80 | Особые нарушения в области речевого и языкового развития |
| F80.0 Нерациональное расстройство артикуляции речи | |
| F80.1 Проблемы с экспрессивной речью | |
| F80.2 Нарушения рецептивной речи | |
| F80.3 Приобретенная афазия, связанная с эпилептичным состоянием [Ландау-Клеффнера] | |
| F80.8 Другие типы нарушений развития речи и языка | |
| F80.9 Неуточненные расстройства в развитии речи и языка | |
| Специфические проблемы в развитии учебных навыков | |
| F81.0 Проблемы с чтением | |
| F81.1 Проблемы с правописанием | |
| F81.2 Проблемы в арифметике | |
| F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков | |
| F81.8 Другие формы нарушений в учебных навыках | |
| F81.9 Неуточненные проблемы в развитии учебных навыков | |
| Специфические расстройства моторной деятельности | |
| Смешанные специфические расстройства в психологическом развитии | |
| Общие расстройства психологического развития | |
| F84.0 Аутизм у детей | |
| F84.1 Атипичная форма аутизма | |
| F84.2 Синдром Ретта | |
| F84.3 Дезинтегративное расстройство в детском возрасте, другое | |
| F84.4 Гиперактивность в сочетании с умственной отсталостью и стереотипными движениями | |
| F84.5 Синдром Аспергера | |
| F84.8 Прочие общие расстройства развития | |
| F84.9 Неуточненные общее расстройство развития | |
| F88 | Прочие расстройства в психологическом развитии |
| F89 | Неуточненное расстройство психологического развития |
| F90 | Расстройства гиперкинетического типа |
| F90.0 Расстройства внимания и активности | |
| F90.1 Гиперактивное поведенческое расстройство | |
| F90.8 Прочие гиперактивные расстройства | |
| F90.9 Гиперактивное расстройство, не уточненное | |
| Поведенческие расстройства | |
| F91.0 Поведенческое расстройство, ограниченное семьей | |
| F91.1 Несоциализированное поведение | |
| F91.2 Социализированное поведение | |
| F91.3 Опротивляющее расстройство | |
| F91.8 Прочие поведенческие расстройства | |
| F91.9 Поведенческое расстройство, не уточненное | |
| Смешанные расстройства эмоций и поведения | |
| F92.0 Депрессивное поведение | |
| F92.8 Прочие смешанные расстройства эмоций и поведения | |
| F92.9 Смешанное расстройство эмоций и поведения, не уточненное | |
| Эмоциональные расстройства, характерные для детства | |
| F93.0 Тревожное расстройство из-за разлуки у детей | |
| F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте | |
| F93.2 Социальное тревожное поведение в детском возрасте | |
| F93.3 Расстройство конкуренции между сиблингами | |
| F93.8 Прочие эмоциональные расстройства детского возраста | |
| F93.9 Эмоциональное расстройство в детском возрасте, не уточненное | |
| Социальные расстройства, проявляющиеся в детстве и подростковом возрасте | |
| F94.0 Элективный мутизм | |
| F94.1 Реактивное расстройство привязанности в детском возрасте | |
| Расстройство привязанности в детском возрасте по гиперактивному типу (F94.2) | |
| Физическое или сексуальное насилие в детстве, приводящее к психосоциальным последствиям (Z61.4-Z61.6) | |
| Синдром Аспергера (F84.5) | |
| Синдром жестокого обращения (T74.-) | |
| F94.2 Расстройство привязанности в детском возрасте по гиперактивному типу | |
| Исключено: | |
| Гиперактивные расстройства (F90.-) | |
| Госпитализм у детей (F43.2) | |
| Реактивное расстройство привязанности в детском возрасте (F94.1) | |
| Синдром Аспергера (F84.5) | |
| F94.8 Прочие социальные расстройства в детском возрасте | |
| F94.9 Социальное расстройство в детском возрасте, не уточненное | |
| Тики | |
| F95.0 Временные тики | |
| F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы | |
| F95.2 Сочетание вокализмов и множества моторных тиков [синдром Тура] | |
| F95.8 Прочие типы тиков | |
| F95.9 Тики, не уточненные | |
| Разные эмоциональные расстройства и расстройства поведения, которые обычно возникают в детстве и подростковом возрасте | |
| Исключено: | |
| Обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-) | |
| Приступы задержки дыхания (R06.8) | |
| Расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2) | |
| Сонные расстройства, обусловленные эмоциональными факторами (F51.-) | |
| Синдром Клейне-Левина (G47.8) | |
| F98.0 Энурез обусловленный неорганическими факторами | |
| F98.1 Энкопрез неорганического происхождения | |
| F98.2 Расстройство пищевого поведения в младенчестве и детстве | |
| F98.3 Поедание несъедобных веществ детьми | |
| F98.4 Стереотипные двигательные расстройства | |
| F98.5 Заикание [судороги речи] | |
| F98.6 Речь в ускоренном темпе | |
| F98.8 Прочие уточненные эмоциональные и поведенческие расстройства, начинающиеся, как правило, в детском и подростковом возрасте | |
| F98.9 Эмоциональное расстройство и расстройство поведения, начинающиеся, как правило, в детском и подростковом возрасте, не уточненное |
Когда у ребенка диагностировано психическое расстройство: советы для родителей
Рекомендации для родителей
Узнав о диагнозе, многие мамы и папы сталкиваются со страхом, растерянностью и чувством вины. В голове крутится непрекращающийся вопрос: как нам действовать, зная о проблеме? Первый шаг — обеспечить безопасность и спокойное общение. Ребенку необходима предсказуемая обстановка и взрослый, который будет поддерживать распорядок дня, не умаляя его чувства. Важно фиксировать изменения: определять, когда они начались, как часто возникают, какие факторы их усугубляют и что приносит облегчение.
На этом этапе возникает необходимость в профессиональной оценке. Важно не оставаться с трудностями наедине; современные медицинские технологии позволяют корректировать многие состояния.
Важные действия на этом этапе:
- налаживание режима сна и бодрствования, привычек питания и активного отдыха в щадящем режиме;
- снижение потенциальных раздражителей и нагрузки, временное упрощение учебных заданий;
- сохранение спокойствия, без обвинений себя или ребенка;
- организация регулярных семейных «пятиминуток» для обсуждения состояния без оценочных суждений;
- поиск квалифицированного специалиста, желательно — консультации детского психиатра;
- следовать указаниям врача и не заниматься самолечением;
- обеспечивать эмоциональную поддержку: вести беседы, слушать, объяснять ситуацию доступным языком;
- применять простые методы саморегуляции: дыхательные упражнения, паузы, сенсорные техники «заземления», смена активности через движение.
Диагноз — это не конец, а стимул к действию. Стоит помнить, что процесс лечения психических расстройств у детей всегда индивидуален.
Как оказать помощь ребенку с психическим расстройством
Часто задаваемый вопрос родителей: как помочь ребенку при выявлении психического расстройства? Поддержка должна быть многогранной. В краткосрочной перспективе задача состоит в снижении симптомов, восстановлении чувства контроля над ситуацией и уменьшении напряженности в поведении. В среднесрочной — развитие навыков управления эмоциями, повышение самооценки, установление гармоничных отношений в семье и со сверстниками. Дальше следует поддерживать усвоенные навыки в повседневной жизни.
Комплексная поддержка может включать следующие направления:
- Медицинское вмешательство. Коррекция симптомов с помощью медикаментов (при необходимости) может значительно облегчить состояние.
- Психотерапия. Индивидуальные и семейные сеансы учат детей справляться с тревожностью и агрессией, а родителей — новым подходам в общении.
- Коррекция психических расстройств с помощью специалистов по развитию: логопедов, дефектологов, нейропсихологов.
- Поддержка со стороны семьи. Родители становятся важными партнерами в процессе. Теплоту отношений и принятие трудно переоценить, это основа успешной адаптации.
Следует отметить, что симптомы сами по себе не исчезают. Необходимо последовательное вмешательство — лечение, коррекция, поддержка. И чем раньше начнется процесс, тем больше шансов на положительный исход. Понимание различных психических расстройств у детей помогает родителям быть более внимательными к сигналам, которые подает ребенок. Это касается как серьезных диагнозов, так и более тонких изменений в эмоциональном и социальном поведении.
Своевременная диагностика психических расстройств у детей позволяет выстроить эффективный план поддержки и максимально сохранить качество жизни малыша. Современная психиатрия уделяет внимание индивидуальному подходу и комплексному лечению. У нас есть ресурсы, которые не были доступны 20-30 лет назад: лекарства с минимальными побочными эффектами, эффективные психотерапевтические методы, программы поддержки семей.
Доверие между родителями и специалистами имеет особое значение. Оно помогает преодолеть тревогу, двигаться вперед и верить в будущее ребенка. Если вы заметили у своего ребенка признаки психического расстройства, не откладывайте визит к врачу.







